Пятница, 29 Августа 2014

Программа информатизации школы

Переход на качественно новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе, что обеспечит создание в школе открытого образовательного информационного пространства

Содержание

1. Паспорт Программы.

2. Информационная справка  о школе.

3. Пояснительная записка.

4. Характеристика среды реализации Программы информатизации МОУ СОШ №33.

4.1 История развития информатизации школы:

4.2  Информация по обеспеченности современным оборудованием, эффективность его использования участниками образовательного процесса (на конец 2007-08 уч.года).

4.3 Информация о закупке оргтехники по годам (начиная с 1 сентября 2006г.)

4.4  Общая характеристика информационной среды школы.

4.5  Проблемы школы.

5. Основные цели и задачи Программы информатизации.

6.  План реализации программы информатизации:

6.1 Основные направления работы;

6.2 Основные этапы и мероприятия информатизации образовательного учреждения. Ожидаемые результаты реализации Программы.

6.3 Использование пакета свободного программного обеспечения для школ

7. Нормативно-правовая база реализации программы. 

1. Паспорт Программы

Наименование программы

«ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ на 2011-2015 учебный год»


Данная программа информатизации школы на 2011-2015 учебные годы

Источники финансирования

МО и Н РТ, Муниципальный бюджет, внебюджетные средства ОУ

Основные разработчики программы

Рахманова М.Х. - зам. директора по УР

Пилипенко Н.В. - руководитель школьного пресс-центра.

Гаязова Д.М. – учитель информатики и ИКТ

Цель программы

Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы с использованием ИКТ, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, раскрыть творческий потенциал его участников.

Задачи программы (направления деятельности)

1. Повышение уровня компетентности администрации, педагогов  в области использования ИКТ.

2. Качественное изменение в управлении ОУ в условиях перехода на новый уровень использования информационных технологий.

3. Информатизация учебно-воспитательного процесса, создание цифровых образовательных и информационных ресурсов.

4. Улучшение материально-технической базы школы

Сроки реализации программы

2009-2015 учебный год.

Исполнители основных мероприятий

Администрация, руководители методических объединений, учителя-предметники.

Проект программы

1. Современный педагог(участие в  конкурсах);

2. Внедрение системы 1С: Управление школой;

3. Электронная школа, организация подключения всех педагогов к сети интернет;

4. Приобретение компьютерного оборудования, программного обеспечения.

Основные индикативные показатели программы

1. Участие учителей и учеников в конкурсах с применением ИКТ.  Применение ИК технологий и Интернет-ресурсов в образовательном процессе;

2. Полный переход на электронный документооборот;

3. Стимулирующие надбавки;

4.  Обновление компьютерной техники школы.

Ожидаемые конечные результаты

 1. Овладение педагогами, учащимися навыками ИКТ и их использование в образовательном процессе (60% педагогов, 100% учащихся).

2. Автоматизация документооборота, информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства. Эффективное функционирование программы  «1С: Хронограф».

3. Более высокий качественный уровень организации проектной деятельности участников образовательного процесса.

4. Систематизация школьных цифровых образовательных ресурсов и пополнение школьной медиатеки.

5. Улучшение материальной  базы: переоборудование  кабинетов информатики и библиотека, автоматизированные рабочие места администраторов, соединенные в единую локальную сеть с выходом в Интернет, довести оснащение рабочих мест учителей – предметников ПК до 60%.

Система организации контроля за исполнением Программы

Ежегодный анализ итогов реализации Программы на педагогическом  совете и родительском собрании.

2. Информационная справка о школе и ее образовательной политике.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33»  является  учебным заведением, в котором учащиеся могут получить среднее (полное) общее образование.  Имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности свидетельство о государственной аккредитации, дающее право  на выдачу выпускникам документов об образовании государственного образца.

Количество учащихся в 2010/2011 учебном году: 626;  классов-комплектов: 25 1-4 классы -13(317), 5-9 классы -110(264), 10-11 классы -2(43)

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №33" города Набережные Челны основана в 1979 году, школа работает в тесном сотрудничестве с "Детской школой хореографического искусства № 17" и другими учреждениями дополнительного образования.

Наша школа руководствуется гуманистическими принципами, ориентированными на свободное волеизъявление каждого учащегося и работника школы в пользу здоровья. Школа основана на демократических принципах, обеспечивающих обучение и личностное и социальное развитие.

Цель школы, содействующей здоровью, обеспечение эмоционального и социального развития каждого школьника. Школа даёт адекватные знания и жизненные навыки.  Повышение квалификации учителей, основанное на их инициативе в потребностях, является основной школы.

Методическая тема школы "Обеспечение современного качества образования через совершенствование информационно-коммуникативных умений ученика и учителя"

Наличие постоянно развивающейся учебно-методической и материальной базы, научный и системный подход к управлению школой позволяет решать задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, а также вести активный поиск методических основ осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.

С 1 сентября 1995 года в нашей школе был открыт первый кабинет информатики оборудованный техникой УКНЦ. На данный момент в школе функционируют 2 кабинета информатики в них  установлено 22 компьютера. Все компьютеры подключены к сети Интернет. Кабинеты работает 44 часа в неделю (ведется предмет «Информатика» 3-11классы).

На данный момент кабинеты информатики нуждаются в технике: принтер – 1, сканер – 1, , экран – 1, соответствующая мебель (столы, стулья, учебные доски).

Учителя и учащиеся имеют свободный доступ к сети Интернет для поиска информации, а также используют компьютер для просмотра мультимедийных учебников, создания проектов, собственных документов.

На протяжении последних  лет в школе создаются профильные информационно-технологические классы.

Ресурсы глобальной сети Интернет используются в учебном процессе и в управлении школой. Ведется работа по повышению квалификации педагогов, руководителей школы. Педагогический коллектив успешно использует в своей деятельности компьютерные технологии.

3. Пояснительная записка (обоснование соответствия целей Программы информатизации приоритетным задачам развития образования РФ).

Информатизация ОУ – это создание единой информационной и образовательной среды, которая включает  совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном и управленческом процессах новые информационные технологии, осуществлять сбор, хранение и обработку данных.

Движение к информационному обществу в мире - объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Россия не может оставаться в стороне от этих глобальных процессов и намерена принимать активное участие в международных усилиях по формированию глобального информационного общества. Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.

В национальных программах движения к информационному обществу информатизация образования занимает главенствующее место.

 Информатизация системы  образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества - основная перспективная задача перехода к информационному обществу.  Ее решение должно помочь молодым людям получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурных облик, досуг и мир развлечений,  в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века.

Концепция модернизации образования до 2010 года предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

ü использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

ü использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

ü рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

ü использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

ü использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

ü организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

ü использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

  По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют  не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации МОУ СОШ № 33 на 2009-2015 г.г. Программа информатизации школы как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, позволит обеспечить  новое  качественное состояние образовательной системы ОУ.

4. Характеристика среды реализации Программы информатизации.

4.1 История развития информатизации школы:

ü 1995 г. – начало преподавания курса «Основы информатики и вычислительной техники» (10-11 классы).

ü В 1993г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные стратегические направления информатизации системы образования СССР. 

ü 2000 г. - появление в школе компьютерного класса

ü 2002 г. – школа получает второй компьютерный класс, начато преподавание информатики в 5-11 классах.

ü С 2005 были организованы курсы начинающих пользователей ПК для учителей школы.

ü 2007 г. – начало обучения курса Информатики на пропедевтическом уровне (2-4 классы); систематизация в обучении педагогического персонала основам ИКТ; подключение к сети Интернет по выделенной линии в рамках Национального проекта «Образование»; активное освоение компьютерных технологий учителями – предметниками (обучение на курсах, разработка уроков – презентаций, использование ПК на уроках и т.д.).

ü С 2008  - начало закупки ПК, проекторов для учителей- предметников.

4.2 Информация по обеспеченности современным оборудованием, эффективность его использования участниками образовательного процесса (на конец 2008-09 уч. года).


Количество учебных кабинетов, оснащенных

Общее количество

кабинетов

%

Компьютерами

12

40

30

Интерактивными досками

1

40

2

Теле-, видиоаппаратурой

1

40

2

Проектор

3

3

2

Приобретения в 2008- 2010 годах:

№ Образ учреждения

Учебные кабинеты (указать какие)

Учебно-наглядные пособия (сумма)

Интерактивные доски

Интерактивное оборудование

Учебная мебель

Обеспеченность учебниками федерального уровня

Учебное оборудование для кабинетов

Примечание

СОШ № 33

информатика

78675

руб

1

-

-

5911руб

-

-

4.3 Информация о закупке оргтехники по годам (начиная с 1 сентября 2006г.)

№ п/п

Год

Наименование оргтехники

1

2008

Интеракивная доска-1

Компьютер -24

Проектор-5

Телевидеоаппаратура -1

2

2009

 Компьютер -9

Проектор-6

3

2010

Компьютер-3

Проектор -5

4.4  Общая характеристика информационной среды школы.

 В школе можно выделить локальную сеть, которые объединяют между собой  два компьютерных класса, заместителя директора по учебной части, компьютеры директора и секретаря с выходом в Интернет. 2 компьютера бухгалтерии с выходом в Интернет. Локальная сеть в кабинете информатики и заместителя директора  имеет подключение к сети Интернет по выделенной линии в рамках ПНПО. Общей локальной сети в школе нет.

Техническую поддержку средств ИКТ осуществляет специалисты из компьютерной фирмы «Алиф».

Методическую поддержку использования ИКТ учителями организует учитель информатики.

На момент составления программы информатизации ОУ в школе имеются обучающие программы, цифровые энциклопедии и другие цифровые учебные материалы.

В школе организована работа по переподготовке учителей для использования ИКТ в учебном процессе: учителя школы с 2006 года регулярно повышают свою квалификацию, участвуют в семинарах (школьных и городских), где обсуждаются проблемы информатизации образовательного учреждения.

4.5  Проблемы школы

ü Число учителей, владеющих компьютерными технологиями не 100 %, поэтому необходимо целенаправленное обучение всего педагогического коллектива. Большая часть учителей готова к использованию информационно-коммуникационных технологий для решения повседневных и нетиповых производственных задач, участвовать в телекоммуникационных проектах, олимпиадах, викторинах, но для этого необходимы дополнительные технические средства. Необходимо оборудование кабинета специально для работы учителей-предметников, обучение всего педагогического коллектива навыкам работы с компьютерной техникой и программным обеспечением;

ü недостаточное финансирование процесса развития переоборудования компьютерных классов;

ü отсутствие в штатном расписании квалифицированного специалиста, осуществляющего техническое обслуживание школьного компьютерного оборудования и ставки заместителя директора по информатизации;

ü работа по информатизации школы замыкается на группе педагогических работников, которые заинтересованы в использовании ИКТ в обучении;

ü отсутствие четко обозначенного единого информационного пространства школы и места и роли школы в нем;

ü отсутствие практического использования частью администрации специализированных программ (для составления электронных журналов и т.д.) для решения школьных организационных, управленческих задач.

5. Основные цели и задачи.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информатизацию «как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Основная цель школьной Программы информатизации: Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы с использованием ИКТ, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, раскрыть творческий потенциал его участников.

Задачи:

1. Повышение уровня компетентности администрации, педагогов  в области использования ИКТ.

2. Качественное изменение в управлении ОУ в условиях перехода на новый уровень использования информационных технологий.

3. Информатизация учебно-воспитательного процесса, создание цифровых образовательных и информационных ресурсов.

4. Улучшение материально-технической базы школы

6. План реализации программы информатизации.

6.1 Основные направления.

  В настоящее время для нашей школы наиболее важной представляется работа по следующим направлениям информатизации образования:

1. Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы углубленного изучения ИКТ для учителей, курсы по использованию информационно-коммуникационных и Интернет-технологий в образовательном процессе).

2. Развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных; делопроизводство на ПК, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).

3. Организация образовательного процесса с использованием информационно - коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий; создание учащимися классов и учителями персональных сайтов, использование ИКТ учителями и учащимися для создания и реализации и программ исследовательской деятельности в рамках подготовки к учебно-исследовательским конференциям и для  компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ учителями

 Создание банка данных образовательных ресурсов:

-. Внедрение "электронного дневника" и "электронного журнала" в учебный процесс в течение 2010/2011 учебного года.

  -. Заполнение шаблона сайта образовательного учреждения в информационной системе "Электронное образование".

4. Закупка, обслуживание, ремонт, усовершенствование технических средств.

6.2  Основные этапы и мероприятия информатизации образовательного учреждения. Ожидаемые результаты реализации Программы.

 этап

Мероприятия

результат

ответственный

1 этап

2010/15

Курсовая подготовка учителей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Зам.директора по УР


Изыскать возможности для введения в штатные единицы должности зам директора по ИКТ

администрирование управленческой деятельности

директор


Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Дальнейшее внедрение ИКТ в образовательный процесс.

замдиректора по УР


Внедрение образовательных технологий в управленческую деятельность.

Создание школьной базы данных.

Делопроизводство на ПК

Внедрение управленческих баз данных.

администрация


Формирование банка данных образовательных ресурсов.

Создание медиатеки. Создание банка данных программного обеспечения. Знакомство учителей с программным обеспечением по предметам.

замдиректора по УР, библиотекарь


Оснащение рабочих мест учителей компьютерной техникой.

Создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса

Директор


Рост числа компьютеров для школы. Создание мультимедиа кабинета.

Развитие и совершенствование материальной базы школы.

замдиректора по УР

 2 этап 2011/12

Создание единой школьной локальной сети.

 Эффективность в реализации управленческих и других задач

директор


Развитие и совершенствование материальной базы школы.

Обновление компьютерной техники.

директор


Развитие банка данных образовательных ресурсов.

Становление библиотечного медиацентра

библиотекарь


Формировать умение применять ИКТ в различных видах творческой (учебной и внеучебной) деятельности.

Результативные показатели при участии учителей и учащихся в конкурсах, мероприятиях.

замдиректора по УР, учитель информатики

 3 этап 2011/12

Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Становление системы использования ИКТ учителями-предметниками; формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса; наполнение школьного сайта образовательными материалами для учителей и учащихся; создание тестов по предметам школьного курса.



Развитие банка данных образовательных ресурсов.

Накопление тематических энциклопедий и программного обеспечения по предметам. Систематизация имеющегося ПО.


4 этап

2012/13

Методическое сопровождение массового внедрения ИКТ в учебный процесс

Создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ; использование созданных материалов в образовательной деятельности. Создание и публикация материалов методического и учебного характера.



Совершенствование информационно-управленческой системы.



5 этап

2014/15

Обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства для всех участников образовательного процесса.

Публикация материалов методического и учебного характера.


6.3  Использование пакета свободного программного обеспечения для школ

Согласно проекту "Образование" в 2009 года пакет свободного программного обеспечения (СПО) установлен на школьных компьютерах как альтернатива коммерческому ПО. При «резком» переходе с коммерческого программного обеспечения на свободное возникает необходимость значительных умственных и временных трудозатрат на изменение всего учебно-методического комплекса.

Внедрение СПО позволяет разрешить множество проблем, но, как и всякое нововведение, приносит с собою другие. Проводящееся массовое переобучение школьных учителей может закрыть вопрос неграмотности в области свободного ПО и Linux, но не обязано давать квалификацию, достаточную для формирования активного сообщества пользователей СПО. Вместе с тем любой процесс масштабного внедрения требует «критической массы» как раз таких достаточно подготовленных специалистов, способных решать собственные задачи и помогать менее сведущим коллегам. В таком положении, например, оказывается учитель информатики в школе, внедряющей Пакет СПО для образовательных учреждений России. Возникают две значимые проблемы — отсутствие систематических знаний и необходимость немедленно решать довольно сложные практические задачи — в случае СПО и Linux особенно наглядны, учитывая отличающий свободное ПО в целом особый, социально-ориентированный характер получения знаний и практических навыков.

Из всего выше сказанного следует, что первоочередной задачей школы на 2010/11 год  для использования СПО является:

1. Обучение административно-педагогических кадров и педагогических кадров.

2. Провести мастер-классы по применению ПСПО для педагогов школы.

3. Постоянно увеличивать количество педагогов и учеников школы, использующих ПСПО.

4. Включить СПО, как инструмент в учебный процесс.

7. Нормативно – правовая база реализации программы.

Программа составлена на основе документов:

·  Закон РФ « Об образовании» 1996 г.;

·  Федеральная программа развития образования 2001-2005 г.г.;

·  Концепция модернизации российского образования  до 2010 года;

·  Национальный проект «Образование».

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Овладение педагогами, учащимися навыками ИКТ и их использование в образовательном процессе (60% педагогов, 100% учащихся). Создание действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности в школе.

2. Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса. Автоматизация документооборота, информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства. Эффективное функционирование программы  «1С: Хронограф»

3. Качественно новый уровень оказания образовательных услуг.

4.  Систематизация школьных цифровых образовательных ресурсов и пополнение школьной медиатеки. Наличие в учебном процессе  электронных учебных материалов, в т.ч. с региональной спецификой. Наличие в учебном процессе  электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.

5.  Улучшение материальной  базы: переоборудование  кабинетов информатики и библиотека, автоматизированные рабочие места администраторов, соединенные в единую локальную сеть с выходом в Интернет, довести оснащение рабочих мест учителей – предметников ПК до 60%. Доведение количества компьютеров используемых в учебном процессе до 10 учащихся на 1 ПК.

6. Создание системы тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения как части общероссийской системы.

7. Достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки преподавателей и работников образовательного учреждения  в области информационных технологий. Методическая поддержка и возможность непрерывного повышения квалификации педагогических и административных работников в области новых информационных технологий не реже 1 раза в 5 лет.


«Школы активно и целенаправленно использующие ИКТ в педагогической и административной практике при высоком уровне доступа в Интернет»

В двенадцатую группу попали школы, где оснащение средствами ИКТ и уровень развития цифровой образовательной среды немного выше, чем в средней для пилотных регионов школе (локальные сети в компьютерных классах и некоторых других помещениях школы, быстрый доступ в Интернет со многих компьютеров). Главное, что эти средства активно и целенаправленно используются в педагогической практике, включая решение задач управления школой. В школах двенадцатой группы высока ИКТ-компетентность учителей, около половины учителей и все администраторы активно используют ИКТ в повседневной работе. Возможное название этой группы «Школы активно и целенаправленно использующие ИКТ в педагогической и административной практике при высоком уровне доступа в Интернет».

1. В школах этой группы ведется последовательная организационная работа по развитию процессов информатизации, фиксации и регламентации новых функциональных обязанностей работников. Ответственность за информатизацию школы возлагается на заместителя директора или другого специально выделенного работника, который получает за это дополнительную оплату. На педагогических советах или производственных совещаниях регулярно обсуждаются вопросы использования ИКТ в учебном процессе.

Здесь не только следят за выполнением правил техники безопасности. Введен и реально действует запрет на доступ учеников к порнографическим материалам, ограничены возможности для игр на компьютере. Вместе с тем, ученикам разрешено самостоятельно пользоваться средствами ИКТ после окончания уроков для выполнения учебных и творческих заданий, поиска информации в Интернет, общения на форумах и т.п. В соответствии с правилами школы, учителя ведут некоторые виды учебных документов в электронном виде.

Администрация систематически поощряет педагогов, которые используют в своей работе средства ИКТ. В школе организована работа по методической поддержке учителей, которые используют ИКТ в своей работе.

Имеющиеся в школе средства ИКТ (в том числе, принтеры и электронные проекторы) рассматриваются как общешкольный ресурс. Разработаны и явно прописаны правила их использования школьниками, учителями, работниками администрации. Эти правила позволяют экономить расходные материалы, распределять имеющиеся ограниченные ресурсы (например, проекционные устройства) для более эффективно использования всеми участниками образовательного процесса (в том числе, в различных кабинетах школы).

2. В типичной школе двенадцатой группы есть заметное разнообразие цифровых учебных ресурсов и специализированных средств ИКТ, которые используются в учебной работе. Учащиеся ожидают, что на значительной части уроков они будут использовать компьютерные презентации и моделирование, учебные задания, для выполнения которых потребуются электронные таблицы.

Регулярно значительной частью учителей используется текстовый редактор, они распечатывают для своей работы дополнительных материалы и упражнения, используют программные средства для работы с видео, звуком и графикой. Более четверти учителей регулярно использует электронную почту, поиск информации в Интернет, Интернет-форумы. Некоторые педагоги иногда используют электронные базы данных и компьютерные тесты, обучающие программы, цифровые энциклопедии и словари, обучающие игры, геоинформационные системы, сбор данных с помощью компьютерных лабораторий (стационарных или мобильных).

В этих школах заметно использование педагогами школы ИКТ в различных формах учебной работы (60-80% учителей иногда используют), включая объяснение нового материала или инструктирование класса, выполнение упражнений для закрепления нового материала, контроль знаний.

От 20 до 40% учителей иногда используют новые технологии в ходе проверки домашних заданий, работы с родителями, занятий с отстающими учениками, индивидуальных консультаций и репетиторства, проведение лабораторных работ и учебных проектов. Они иногда привлекают к учебной работе внешних экспертов.

Около половины учителей  иногда проводят факультативные и кружковые занятия, организуют исследовательскую работу школьников.

В школе есть учителя, которые систематически приобретают (обменивают, копируют, получают через Интернет и т.п.) обучающие программы, цифровые энциклопедии и другие цифровые учебные материалы (до 20% учителей)

Учащиеся ожидают, что они иногда получат задания, для выполнения которых потребуется использовать мультимедийные технологий (например, видеофильмы, анимации и т.п.), сетевые средства организации совместной работы школьников (для обсуждения проблемы применяются Интернет-форумы). На некоторых занятиях им будет предложена работа над краткосрочными учебными проектами, а иногда они примут участие в выполнении долгосрочных (более 2-х недель) учебных проектов.

Кроме уроков информатики и свободного доступа к ресурсам глобальной сети некоторые учащиеся эпизодически принимают участие в Интернет-проектах, Интернет-олимпиадах, экспериментах через Интернет и т.п

3. В типичной школы двенадцатой группы около половины учителей считают себя ИКТ-компетентными. Многие из них прошли соответствующее повышение квалификации, неформально общаются с коллегами из других школ на темы использования ИКТ. В школе действует система неформальных консультаций наиболее ИКТ-компетентных сотрудников школы, которые с готовностью приходят на помощь коллегам в случаях затруднений в использовании ИКТ.

Учителя школы регулярно проходят переподготовку на курсах повышения квалификации, которые проводят университеты, институты или специализированные учебные центры

Более 80% учителей регулярно используют текстовый редактор, распечатывают материалы к занятием. Более половины пользуются электронными базами данных, электронными таблицами, программами для создания презентаций.

Учителя информатики и, возможно, другие учителя (20-40% учителей) дополнительно к основному курсу эпизодически принимают участие в Интернет-проектах, олимпиадах, конференциях, или других сетевых активностях, предложенных внешними организациями.

4. В школах этой группы регламентирован доступ к электронным версиям школьных документов. Расписание занятий готовится с использованием специального программного обеспечения; действует автоматизирования система управления учебным процессом. Основная масса школьных документов и планов изначально готовятся в электронном виде. Для организации документооборота систематически используются сетевые технологии, совместное использование документов. Вместе с тем,  все документы имеются и в бумажных копиях. 

Все административные работники школы имеют компьютер на своем рабочем месте.

Работники (администраторы и учителя) школы регулярно использует ИКТ для решения задач школьного планирования. Значительная часть учебных планов готовится в электронном виде и хранится в общедоступных местах локальной сети или на сайте школы, что позволяет легко вносить в них коррективы, учитывать межпредметные связи и т.п. Их регулярно использует около половины  работников школы.

В школе используются элементы системы контроля качества учебного процесса, которая основана на возможностях ИКТ. Администраторы (некоторые эпизодически, а большинство постоянно) используют ИКТ для сбора, обработки и представления информации об учебном процессе, отслеживания уровня материально-технической базы школы.

5. В школах двенадцатой группы около 24 учеников приходится на один компьютер, и каждый административный работник имеет компьютер на своем рабочем месте. В локальную сеть объединены компьютеры, которые установлены в компьютерном классе. Иногда локальная сеть проложена по нескольким учебным помещения школы (до 20%). Есть один или несколько не связанных между собой серверов в компьютерных классах (классе).

Школы этого кластера, как правило, подключены к Интернет по выделенной линии, и со многих компьютеров есть выход в Интернет. Здесь есть сканеры, принтеры, проекторы, видео и аудио оборудование. Встречаются единичные экземпляры датчиков физических величин (температура, сила тока, напряжение, координата, сила, освещенность и т.п.). Отдельные учителя систематически пополняют школьную коллекцию обучающих программ, энциклопедий и других цифровых учебных материалов.

6. В школах двенадцатого кластера обычно есть оплачиваемый специалист, который обслуживает средства ИКТ, осуществляя мелкий ремонт техники и ее модернизацию, администрирует локальную сеть и устанавливает программное обеспечение. Здесь есть ответственный за информатизацию школы. В его обязанности входит курирование всех вопросов информатизации образовательного учреждения, включая развития комплекса программно-технических средств и их эксплуатацию.

7. Ниже для сведения приведены агрегированные результаты обработки, включая: факторные средние и профиль двенадцатого кластера, а также значения факторов в стандартных отклонениях по всей выборке. Они помогают оценить разброс описанных выше

Описание возможных переходов для двенадцатой  типичной группы школ («Школы активно и целенаправленно использующие ИКТ в педагогической и административной практике при высоком уровне доступа в Интернет»)

Рис. 1 Диаграмма возможных переходов из двенадцатой типичной группы

Возможные траектории и необходимые воздействия для трансформации.

Траектория 12-9: переход в группу 9 «Школы, работающие в  ИКТ-насыщенной среде»

o Необходимо повышать уровень развития цифровой образовательной среды школы. В общешкольную локальную сеть должны быть включены компьютеры, которые установлены в компьютерных классах, библиотеке, на рабочих местах учителей в предметных кабинетах, учебных классах, лабораториях, в учительской и в кабинетах администрации. Все работники управления школы должны быть обеспечены автоматизированными рабочими местами.

o При сохранении темпов развития цифровой образовательной среды необходимо обратить особое внимание на педагогический результат использования ИКТ. Надо организовать результативную работу в малых группах и максимально ориентировать педагогов школы на внедрение вариативных формы учебной работы. Для этого можно рекомендовать возложить ответственность за информатизацию школы на заместителя директора по ИКТ, который должен сосредоточиться на двух стратегических задачах: первая – повышение эффективности использования цифровой образовательной среды; вторая - организация проектной деятельности и работа с малыми группами учеников с применением ИКТ.

o В школе должен быть хотя бы один выделенный центральный сервер, на котором поддерживаются все сетевые сервисы.

o Надо улучшить подключение школы к Интернету. Необходимо подключение по выделенной линии.

o Необходимо наличие нескольких проекционных устройств, которые используются в различных кабинетах школы.

o В школе должны быть и использоваться современные цифровые инструменты для учебной деятельности. Такие как наборы физических, химических и биологических датчиков и комплекты программно-управляемых конструкторов (например, образовательное ЛЕГО, FisherTechnick и т.п.), которые позволяют организовать соответствующую учебную работу для целого класса (группы) школьников; цифровые микроскопы, веб-камера (камеры) и 1 - 2 комплекта видео оборудования. Все эти технические средства обучения должны использоваться для того, чтобы поддержать традиционную учебную работу на современном уровне.

o Видео-технологии желательно использовать для выполнения творческих и учебных заданий по различным предметам, для подготовки методических материалов учителями-предметниками, участия в видеоконференциях и т.п.

o В школе нужен специалист, который обслуживает средства ИКТ, осуществляя мелкий ремонт, модернизацию средств ИКТ, устанавливает программное обеспечение

o Минимум 20% учителей должны регулярно готовить раздаточные и/или демонстрационные материалы в цифровом виде, использовать их на своих занятиях и хранить в личных архивах,

o Крайне желательно начать использовать ИКТ для работы с родителями.

o В школе должна быть традиция по соблюдению общих правил использования средств ИКТ (нормы СЭС, ограничение доступа к запрещенным материалам в Интернет, ведение документации в электронном виде и т.п.).

o Должны быть выработаны собственные школьные регламенты, по которым, например, работает техническая служба ОУ, осуществляется взаимодействие с родителями (школьные правила, например, могут требовать от родителей письменного согласия на доступ ребенка в Интернет) и др.

o  Рекомендуется обеспечить  программный контроль объема и содержания Интернет-трафика. Техническая служба школы (обычно она состоит из системного администратора) не только должна обслуживать всю вычислительную технику в школе, но и консультировать учителей, ограничивать трафик и т.п.

o Для перехода в эту группу необходимо  обеспечить очень высокую доступность аппаратных средств  и уровень развития цифровой образовательной среды.


Проект «Внедрение системы 1С: Управление школой»

Введение. Описание проблемы – максимальная затрата времени на поиск и обработку информации для приятия эффективный управленческих решений.

Ресурсы:

1.Наличие лица обученного работе с ПО

2.Наличие ПО

Общие положения проекта

Цель

Задачи

Ключевые мероприятия

Угрозы

Пути преодоления

Внедрение электронного документооборота в учебно-воспитательный процесс ОУ

1. Оптимизация работы администратора  путем внедрения  электронного документооборота

 

Формирование и обучение рабочей группы учителей (тьюторов) использованию ПО

Узкая специализация тьюторов

Дополнительное обучение или замена тьютора

Проведение обучения администрации

Нарушение  сроков обучения

Своевременный контроль работы группы тьюторов

Формирование электронного  портфолио учителей

Бессистемность

каталогизация



Мониторинг хода внедрения электронного документооборота

Субъективность

Создание рабочей группы по оценке



Стимулирование хода внедрения электронного документооборота

Отсутствие финансирования и правовой базы

Внесение в Устав изменений критериев стимулирующей части учителей

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

Участники

Ожидаемый результат

1

Формирование и обучение рабочей группы учителей (тьюторов) использованию ПО

2011-2012

Ответственный за информатизацию

администрация

1. Использование в практике управления системы 1С: Управление школой

2

Проведение обучения администрации

Август2011

Ответственный за информатизацию

администрация



Проект «Электронная школа, организация подключения всех педагогов к сети интернет»

Введение. Описание проблемы

В настоящее время родители недостаточно уделяют внимания на процесс обучения и воспитания своих детей, не оперативно получают информацию об оценках и их поведении в школе, пассивно участвуют в управлении школой.

Ресурсы

Педколлектив, ИС ЭО в РТ, альтернативный сайт

Общие положения проекта

Цель

Задачи

Ключевые мероприятия

Угрозы

Пути преодоления

Усовершенствовать систему работы с родителями средствами ИС ЭО в РРТРТ

1.Информирование родителей средствами ИС ЭО в РРТРТ

2.Внедрение электронных журналов и дневников

3.Сотрудничество родителей, педагогического коллектива и администрации школы

Обучающие родительские собрания

Не владение родителей ИКТ

Организовать рассылку смс сообщении

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

Участники

Ожидаемый результат

1

Родительские собрания 2010/11 уч. год

Раз в четверть

Кл. руководитель, зам.директора по УВР

Родители, кл. руководитель, зам.директора по УВР

Активное участие родителей в процессе обучения и воспитания своих детей, управлении школой

3

Обучающие семинары-практикумы, тренинги

Октябрь, февраль текущего уч. года

Кл. руководители

Родители, кл. руководители

Активное участие родителей в процессе обучения и воспитания своих детей, управлении школой, использовании ИС ЭО в РТ

7

Конкурс на самое активное использование ИС ЭО в РТ

Май

Зам.директора по ВР

Родители, ШК

Активное участие родителей в процессе обучения и воспитания своих детей, управлении школой, использовании ИС ЭО в РТ

Дополнить проект: организационные памятки, регламент (взаимодействие), сформулировать целесообразность обучение ИКТ родителей.


Проект «Современный педагог»

Введение. Описание проблемы

Уровень готовности учителей еще не достаточен в плане применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Открытым остается и вопрос о доступности компьютерного оборудования для учителей-предметников при проведении уроков и других мероприятий с использованием ИКТ.

Общие положения проекта

Цель

Задачи

Ключевые мероприятия

Угрозы

Пути преодоления

учитель цифровой школы

применение цифровых способов работы

1. Повышение ИКТ-компетентности педагогов

Обучение по программам «Intel»

Закрытие программ

Поиск альтернативных курсов

Обучение по работе с интерактивным оборудованием

Отсутствие базовых знаний

Организация курсов в школе силами педагогов, прошедших обучение ранее

Самообучение

Неготовность педагогов к самообучению

Организация тьюторства


2. Трансляция передового опыта

Проведение мастер-классов, участие в семинарах различных уровней, участие в сообществах, создание собственных сообществ, блогов

Несовпадение с планом работы школы



3. Участие в конкурсах

Участие различных  конкурсах




4. Осуществлять контроль по применению ИКТ-технологий в урочной деятельности

Включение в рабочие уроки по предметам



Календарный план мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

Участники

Ожидаемый результат

1

Обучение по программе Intel

2011

Тьютор

Учителя-предметники

Применение проектной деятельности в пед практике

2.

Обучение по работе с интерактивным оборудованием

2011

Ответств. за информатизацию

Учителя-предметники

Активное использование интерактивного оборудования в учебном процессе


Информирование пед.коллектива о текущих дистанционных мероприятиях

По плану

Ответств. за информатизацию

Руководители ШМО, педагоги

Пополнение информационного раздела на сайте


Создание ЦОР

В течение года

Зам директора по УР

Учителя-предметники

Размещение ЦОР в ИС «Электр. обр в РТ»


Организация и проведение  тестирования и анкетирования в кабинетах информатики

В течение года

Учителя-предметники

Учащиеся школы

Анализ полученных данных


Проект «Приобретение компьютерного оборудования, программного обеспечения»

Введение. Описание проблемы

С течением времени происходит устаревание компьютерного оборудования замена морально и физически устаревших компьютеров и техники на современные компьютеры с современными характеристиками, позволяющими им войти в состав локальной сети. Также необходимо приобретение лицензионного программного обеспечения, необходимого для проведения уроков, обучения, тестирования.

Общие положения проекта

Цель

Задачи

Ключевые мероприятия

Угрозы

Пути преодоления

Улучшение материально-технической базы школы

1. Своевременная замена устаревшего оборудования и организация технического обслуживания ВТ

наполнение школы современной компьютерной техникой

Недостаточное финансирование

Поиск внебюджетных средств


2. Приобретение программного обеспечения

Обеспечение лицензионными и сертифицированными программными продуктами

Недостаточное финансирование

Поиск внебюджетных средств

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

Участники

Ожидаемый результат

1

Замена устаревшего оборудования

2011-2015

Ответств. за информатизацию

Учителя-предметники

Обучение предметам на современном оборудовании

2.

2. Приобретение программного обеспечения

По мере необходимости и по окончании действия лицензий

Ответств. за информатизацию

Учителя-предметники

Обучение предметам в современных программных продуктах